ПОИСК
ДЕКЛАРАЦИЯ О ВОЗМОЖНОЙ ЛИЧНОЙ ЗАИНКЕРЕСОВАННОСТИ
"Актуальные вопросы противодействия коррупции в системе муниципального управления"
Вопрос: Является ли нарушение по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов коррупционным правонарушением?
Если да, то какая ответственность налагается на правонарушителя?
Ответ:
Согласно ст.2 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее по тексту - ФЗ №273) правовую основу противодействия коррупции составляет огромное множество правовых актов во главе с Конституцией РФ. Однако, многие из этих правовых актов существовали и до принятия ФЗ №273. Как же понять, нарушение каких именно норм связано с совершением коррупционных правонарушений?
В Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ №25) в 2011 году введена статья 27.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, согласно которой к таким нарушениям относятся несоблюдение муниципальным служащим:
ограничений и запретов
требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов
неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
При этом очевидно, что не все ограничения и запреты установлены именно в целях противодействия коррупции. Например, ограничения по состоянию здоровья или запрет публично высказываться, давать оценки деятельности органа местного самоуправления.
Первое правило: ориентируйтесь на ФЗ №273. Если нарушена норма, которая предусмотрена ФЗ №273 и иным правовым актом, принятым во исполнение норм, установленных ФЗ №273, то, скорее всего, речь идёт о коррупционном правонарушении, за которое возможно привлечение к дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и конституционно-правовой ответственности.
Но сейчас я коротко остановлюсь только на дисциплинарной ответственности.
Так, например, в 9 декабря 2021 года в Красноярске состоялся Межрегиональный форум «XII Сибирский муниципальный диалог. Противодействие коррупции на муниципальном уровне», на котором представитель Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции заявил, что большая часть выявляемых комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов нарушений (от 90 до 100% в некоторых регионах) никакого отношения к коррупции не имеют, а являются ошибками при заполнении Сведений о доходах (расходах) государственных и муниципальных служащих, вследствие их банальной невнимательности, или настолько мизерны по своему характеру, что вряд ли можно предполагать, что у служащего был умысел на совершение коррупционного нарушения (например, на сокрытие своего дохода).
В ФЗ №25 есть две статьи, касающиеся привлечения к дисциплинарной ответственности муниципального служащего:
ст.27 (виды ответственности за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей) и
ст.27.1. устанавливающая особенности привлечения муниципального служащего к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в том числе в виде увольнения в связи с утратой доверия (только при нарушении ст.14.1. ФЗ №25 -конфликт интересов, и ст.15. ФЗ №25 - сведения о доходах (расходах)).
То есть не все дисциплинарные проступки муниципального служащего должны считаться коррупционными.
Второе правило: для определения является ли правонарушение, допущенное муниципальным служащим, коррупционным необходимо анализировать характер тяжести совершенного правонарушения и степень вины нарушителя.
Так, согласно части 4 статьи 27.1. ФЗ №25 до применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 ФЗ №25, и учитывать:
характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения,
его тяжесть,
обстоятельства, при которых оно совершено,
соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции,
предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
И, конечно же, на принятие решение о привлечении к ответственности должно влиять выяснение того:
хотел ли муниципальный служащий намеренно совершить это правонарушение?
зачем?
хотел ли скрыть информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с законом?
какие реальный выгоды от этого получил или мог получить?
что именно свидетельствует о его умысле?
При этом нужно понимать, что увольнение в связи с утратой доверия – это высшая мера дисциплинарной ответственности, которая не должна применяться автоматически ко всем случаям, связанным с нарушением ст.14.1. и ст.15
Например, исходя из анализа ст.15 ФЗ №25, мунициапльным служащим могут быть допущены такие нарушения, как:
непредоставление сведений на себя или членов семьи
предоставление неполных сведений
предоставление недостоверных сведений
предоставление заведомо недостоверных сведений
предоставление заведомо неполных сведений
А ведь в строгом соответствии с буквой закона (ч.5 ст.27.1. ФЗ №273) увольнение в связи с утратой доверия возможно только в трех из пяти указанных случаях: непредоставление сведений либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений.
Третье правило: всегда держите в фокусе главную цель антикоррупционной деятельности.
Задайте себе вопрос: ваша цель состоит в том, чтобы как можно быстрее избавиться от как можно большего количества муниципальных служащих?
Или ваша цель: выявление реальных коррупционных правонарушений, которые вредят интересам службы?
Что касается требований к служебному поведению, то это самостоятельные требования, предъявляемые к качественному и добросовестному выполнению обязанностей муниципальным служащим и непосредственно не связанные с антикоррупционным законодательством.
Статья 14.2. в ФЗ №25 появилась только в 2013 году (то есть через пять лет после принятия ФЗ №273), и из 9 требований, только одно можно в какой-то степени отнести к антикоррупционному. Это требование: не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
При этом к обязанностям муниципального служащего относится согласно ст.12 ФЗ №25 и соблюдение действующего законодательства (пункт 1 части 1) и выполнение обязательств, предусмотренных федеральными законами (пункт 10 части 1).
Таким образом, нарушение требований к служебному поведению, само по себе, коррупционным правонарушением не является и влечет дисциплинарную ответственность в рамках ст. 27 ФЗ №25, а не по ст. 27.1 ФЗ №25. Вряд ли некорректное высказывание муниципального служащего в адрес посетителя указывает на его далеко идущие коррупционные планы.
Однако, нарушение требований к служебному поведению может быть связано с коррупционной деятельностью муниципального служащего (например, при демонстрации особого отношения к конкретной организации или предпринимателю).
Вопрос: В период прохождения службы в случае нарушения законодательства по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальный служащий совершил правонарушение, по которому прошло три года и по которому представителю нанимателя не стало известно, муниципальный служащий уволился по собственному желанию, но по истечении определенного времени вновь устроился на службу, могут ли его наказать и уволить по утрате доверия по нарушению до увольнения?
Ответ:
Если были нарушены именно требования к служебному поведению, то привлечение к ответственности возможно в рамках общих правил наложения дисциплинарных взысканий: то есть не позднее 1 месяца с момента обнаружения и не позднее 6 месяцев со дня совершения (ч.3,4 ст193 Трудового кодекса РФ).
Если были нарушены требования к урегулированию конфликта интересов, то здесь есть разночтения норм Трудового кодекса с нормами ФЗ №25 о муниципальной службе.
По смыслу ч.3 ст. 193 ТК РФ ограничение «не позднее 1 месяца с момента обнаружения» установлен для всех случаев привлечения к дисциплинарной ответственности, то есть установлен единый срок. Кроме того, в ч.4 ст.193 ТК РФ, которая говорит об особенностях привлечения ответственности за коррупционные правонарушения, иной срок с момента обнаружения правонарушения не установлен.
Однако согласно ч.6 ст.24.1. ФЗ №273 привлечение к ответственности возможно не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске и не позднее трех лет с момента совершения правонарушения.
Какую же норму использовать?
Об этом есть прямое указание в ФЗ №25 (о муниципальной службе):
часть 2 статьи 3: на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом;
часть 3 статьи 27: порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, необходимо при привлечении к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих использовать нормы, предусмотренные законом о муниципальной службе.
При этом, если хотя бы один из указанных сроков истёк, привлечь к ответственности невозможно.
Так же необходимо учитывать, что увольнение с должности муниципальной службы предполагает прекращение муниципальной службы, прекращение всех прежних отношений с работодателем.
При этом при поступлении на муниципальную службу вновь, к такому гражданину предъявляются те же требования, что и к остальным гражданам, в том числе, по прохождению медицинского осмотра, представлению сведений о доходах (расходах), сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и соблюдению иных обязательных процедур.
Моё мнение: привлечь к ответственности за нарушение, совершенное в рамках другого трудового (служебного) договора (контракта), невозможно.
Однако, учитывая имеющуюся информацию о ранее совершенных коррупционных правонарушениях (если это, действительно, коррупционное правонарушение), следует проверить имеется ли в настоящее время ситуация конфликта интересов, которая существовала ранее и стала предметом обсуждения сейчас (имеет ли место длящееся нарушение). И вообще является основанием для более пристального внимания к данному работнику.
Более того, информация о результатах проведённых проверок хранится в личном деле муниципального служащего и может быть использована при решении вопроса о его кадровых перемещениях, при прохождении аттестации, при представлении к наградам и пр.
Вопрос: Руководителем муниципального автономного учреждения назначен работник, который ранее занимал должность муниципальной службы. Работодателем для работника выступает руководитель органа местного самоуправления, как представитель учредителя, он же являлся работодателем по прежнему месту работы. Необходимо направить уведомление о трудоустройстве в соответствии со ст.64.1 Трудового кодекса РФ.
Уведомление направляется руководителем органа местного самоуправления самому себе?
Ответ: Во-первых, данное требование установлено только в отношении тех муниципальных служащих, должности которых были включены в Перечни коррупционно-опасных должностей. Если должность данного муниципального служащего не имела отношение к Перечню, то указанное требование на его нового работодателя не распространяется.
Во-вторых, исключений из общего правила по представлению уведомления о приеме на работу бывшего муниципального служащего для ситуаций фактического совпадения в одном лице бывшего и нынешнего работодателя не предусмотрено.
Однако юридического совпадения в данном случае не имеется, поскольку, в первом случае, руководитель органа местного самоуправления выступает в качестве представителя нанимателя (работодателя) для муниципального служащего, а, во втором случае, выступает в качестве представителя учредителя (работодателя) для гражданина РФ. При этом и первом, и во втором случае функции работодателя могут выполнять иные лица, которым будут переданы (распоряжением главы органа местного самоуправления или на основании доверенности) соответствующие полномочия.
Таким образом, оформление уведомления должно быть от имени представителя учредителя (работодателя) гражданина на имя представителя нанимателя (работодателя) бывшего муниципального служащего.
Вопрос: Поясните пожалуйста более подробно п. 34 «Иные доходы» в методических рекомендациях по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
« п.34 денежные средства, полученные от родственников (за исключением супруги (супруга) и несовершеннолетних детей кроме случая, предусмотренного пунктом 30 Методических рекомендаций – при невозможности по объективным причинам представить сведения на супругу (супруга) и (или) несовершеннолетних детей) и третьих лиц на невозвратной основе».
Например:
Я дала в долг 100 рублей бумажной купюрой третьему лицу, а мне вернули ее на банковскую карту. Это получается доход? Как я могу доказать, что это возврат долга?
Ответ:
Если деньги поступили на вашу карту, то вы в любом случае должны уметь дать по ним пояснение, так как доказательство их получения налицо.
В данном случае, вы можете указать эту сумму в Сведениях в качестве «Иных доходов». А если у кого-то возникнет вопрос, что это за деньги, то нужно будет привлекать в качестве свидетеля то лицо, которое перечислило вам деньги. С этой целью вы можете заранее взять у него письменное подтверждение.
Но, честно говоря, такие мизерные суммы вряд ли могут привлечь внимание проверяющих и, тем более, свидетельствовать о получении дохода от коррупционной деятельности.
А вот отслеживать все поступления на карту обязательно нужно, так как это может быть и провокацией со стороны ваших «доброжелателей».
Вопрос: Абзацем 16 пункта 60 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2021 год) (направлены письмом Письмом Минтруда России от 29.12.2021 N 28-6/10/В-17517) предусмотрено указание в строке «Иные доходы» в случае продажи мелкого имущества (предметы обычной домашней обстановки, обихода и т.д.) совокупного дохода от их реализации.
Возникает неопределенность в вопросе, продажу какого мелкого имущества необходимо учитывать при представлении сведений о доходах, существует ли минимальная стоимость подлежащего учету имущества? Каким образом может быть проверена достоверность такой информации?
Ответ: В данном случае речь идёт о любом имуществе: рукоделие, торты на заказ и всё, что создано своими руками (это может быть не регулярная деятельность, а разовые действия), а так же, например, имущество, которое не используется (детские вещи, коляски, техника б/у и пр.).
Проверить данные доходы можно только либо в ходе «контрольной» закупки (но данный доход нужно будет включать в сведения за следующий год), либо выявлять на электронных торговых площадках типа «Авито», «Ozon» и пр.
Вопрос: В настоящее время банковская система предлагает большой ассортимент современных инструментов инвестирования для граждан — таких как индивидуальный лицевой счет, «инвест-копилка», паевые инвестиционные фонды и др. Однако помимо возможного конфликта интересов, препятствием к их использованию госслужащими также является необходимость заполнения в справке о доходах сведений по каждой ценной бумаге в отдельности, что невозможно при использовании ряда инвестиционных продуктов.
Есть ли у государственных и муниципальных служащих возможность использовать подобные финансовые инструменты без риска коррупционных нарушений?
Ответ: Такие возможности, конечно есть, но вопрос касается и государственных и муниципальных служащих.
Однако здесь есть серьёзное отличие.
Государственным служащим в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» запрещено иметь иностранные ценные бумаги (также как и их супругам и несовершеннолетним детям).
А муниципальным служащим это не запрещено.
Более того, согласно Письма Минтруда России № 18-2/10/В-2575 от 11 апреля 2018 г. при заключении договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета необходимо исключить приобретение профессиональным участником рынка ценных бумаг в интересах госслужащих иностранных ценных бумаг.
Запрещено также иметь ценные бумаги, хоть и принадлежащие российским компаниям, но выпущенные за рубежом. Например, акции Яндекса торгуются на Московской бирже, но выпущены в Нидерландах. Покупать их госслужащему нельзя.
Чтобы узнать, российские бумаги или нет, надо перед покупкой проверить ISIN — это международный идентификационный код ценной бумаги. Идентификатор состоит из двух букв и десяти цифр. Например, ISIN акций Сбербанка — RU0009029540, Яндекса — NL0009805522, Apple — US0378331005. Буквы как раз указывают на страну: код российских ценных бумаг начинается с префикса RU. Код некоторых выпусков облигаций федерального займа начинается с SU — это тоже указывает на российское происхождение.
Проверить ISIN ценных бумаг можно на сайте Московской биржи. Там есть удобный поиск: вводишь название компании, а система показывает все акции и облигации эмитента вместе с кодами.
Муниципальные и государственные служащие обязаны передать принадлежащие им ценные бумаги в доверительное управление в случае, если владение этими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов (пункт 2.2. ст.14.1. ФЗ №25, часть 1 ст.12.3. ФЗ №273)
Где и как отражать ценные бумаги и доходы по ним
В подразделе 1.5 — «Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях» — надо указать, сколько госслужащий заработал на бирже. Для этого нужно сложить все дивиденды и выплаты купонов по облигациям. К этой сумме нужно прибавить заработок от продажи ценных бумаг: например, вы купили какую-то акцию, а потом продали ее дороже и получили прибыль. Если продали дешевле и ушли в минус, то доход считается не отрицательным, а нулевым, вычитать ничего не надо.
Все доходы рассчитывают до налогов. Поэтому если брокер удержал 13% с дивидендов, то надо учитывать сумму до этого вычета.
В подразделе 5.1 — «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах» — надо указать все акции, которыми вы владели на отчетную дату, то есть на 31 декабря.
По каждой акции надо указать следующую информацию: форму собственности компании-эмитента — обычно это ОАО или ПАО, ее адрес, размер уставного капитала и номинальную стоимость одной акции. Номинальная стоимость — это цена акции не сейчас, а в момент выпуска. В графе «Основание участия» укажите «покупка».
Форму собственности, адрес, уставный капитал и номинал акций можно найти на официальном сайте компании-эмитента. Но чтобы не искать на десятках сайтов, можно воспользоваться сайтом «Акционеръ» (можно посмотреть нужную информацию обо всех российских компаниях, торгующихся на бирже).
Номинал, деленный на сумму уставного капитала, показывает, какая доля в компании принадлежит владельцу одной акции. Это значение «Справки БК» подсчитают автоматически.
Например, вы владеете 120 акциями Сбербанка номиналом 3 рубля каждая. Уставный капитал банка — 67 760 844 000 рублей Ваша доля в компании — 0,000000531280277441645% (больше 20 знаков после нуля)
В подразделе 5.2 — «Иные ценные бумаги» — отчитываются об облигациях. Надо указать номинал облигаций и их количество, а также эмитента, выпустившего бумагу. Например, для ОФЗ -это Министерство финансов РФ.
После этого программа автоматически посчитает общую стоимость по каждому виду облигаций.
Кроме облигаций в подраздел «Иные ценные бумаги» вносят информацию о векселях, депозитарных расписках на облигации, закладных и ипотечных ценных бумагах, инвестиционных паях.
Отдельный нюанс — деньги, которые просто лежат на брокерском счете или ИИС в виде рублей или иностранной валюты. Отчитаться придется, только если эта сумма равна или больше 500 тысяч рублей. Информацию надо внести в подраздел 6.2 — «Срочные обязательства финансового характера».
Такой остаток считается финансовым обязательством: по сути, брокер — ваш должник. Он обязан вернуть эти деньги по требованию клиента. Основание для такого обязательства — договор брокерского обслуживания или ИИС, поэтому его номер также надо будет внести в «Справки БК».
В отношении паёв инвестиционных фондов состав ценных бумаг не указывается. Необходимо отразить наименование и местонахождение соответствующего паевого инвестиционного фонда, количество и стоимость паев.
Вопрос по подпункту 3 п.59 методических рекомендаций
Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях
3) доход от операций с ценными бумагами, в том числе доход от погашения (продажи) сберегательных сертификатов и погашения (продажи) облигаций, который выражается в величине суммы финансового результата, определяемого в порядке и сроки, предусмотренные главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Нулевой или отрицательный доход (нулевой или отрицательный финансовый результат) в справке не указывается. Сами ценные бумаги указываются в разделе 5 справки (в случае если по состоянию на отчетную дату служащий (работник), член его семьи обладал такими бумагами).
Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях указывается единым значением по совокупности соответствующих операций.
Вопрос: не совсем понятно какую сумму ставить в этом разделе. Например были куплены акции за 30 000 руб., проданы за 25 000 руб., т.е. сумма финансового результата отрицательная, значит указывается ноль, в соответствии с методическими рекомендациями. Но, налоговая считает, что доход указывается неверно и не обходимо указывать сумму в размере 25 000 руб., несмотря на то, что по факту дохода не было.
Единственный образец заполнений нашла в справке 2015 года, доход от ценных бумаг и доход от продаже акции указан в разных строках (доход от продажи акций отражен в иных доходах)
Ответ:
В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции федеральным государственным органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.
В этой связи пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24 апреля 2015 г. № 47 федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям (компаниям), фондам и иным организациям, созданным Российской Федерацией на основании законов, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно-методическими материалами.
Необходимо заполнять Справки о доходах (расходах) в соответствии с указаниями Минтруда РФ. Налоговая служба не является ответственным органом за данное направление антикоррупционной деятельности.
При этом, согласно пункта 12 ст.214.1. Налогового кодекса РФ финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 настоящей статьи.
В пункте 10 расходы на приобретение самих акций прямо не указаны.
Однако в соответствии с подпунктом 12 пункта 10 ст.214.1. Налогового кодекса РФ к расходам, вычитаемым из доходов от операций с ценными бумагами, относятся другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами, с производными финансовыми инструментами, а также расходы, связанные с оказанием услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в рамках их профессиональной деятельности.
Таким образом, при отсутствии официальных разъяснений по данному вопросу, расходами могут считаться и расходы на непосредственное приобретение самих ценных бумаг.
Абзац 2 пункта 12 ст. 214.1. Налогового кодекса РФ предусматривает, что если в налоговом периоде, в котором осуществлены указанные расходы, доходы соответствующего вида отсутствуют, то расходы принимаются в том налоговом периоде, в котором признаются доходы.
То есть даже, если расходы были понесены в одном налоговом периоде, а доход получен в другом налоговом периоде, финансовый результат считается в том периоде, в котором был получен доход.
Учитывая, что конкретных разъяснений по данному вопросу в Методических рекомендациях Минтруда не имеется, а есть только ссылка на главу 23 Налогового кодекса РФ, в случае если информация, представленная налоговой службой, отличается от информации, представленной в Справке о доходах (расходах) муниципального служащего в соответствии с рекомендациями Минтруда РФ, муниципальный служащий может представить пояснения по сложившейся ситуации с приложением соответствующих документов, подтверждающих отрицательный финансовый результат.
Вопрос: Супруги состоят в зарегистрированном браке. Продали квартиру, принадлежащую только супруге. Расчёт по сделке осуществлён наличными денежными средствами. Денежные средства положили на расчётный счёт в банке супруга.
У кого в декларации и каким образом указывать эти денежные средства?
Ответ: В данном случае, на мой взгляд, правильным будет отразить доход от продажи квартиры в Сведениях супруги, поскольку именно она декларировала квартиру в качестве собственности (и ей нужно будет объяснять, куда она делась), а в Сведениях супруга указать счет и денежные средства на нём.
Более того, важно ведь указать сам доход (главное, чтобы он совпадал со стоимостью квартиры, указанной в договоре купли-продажи и не превышал сумму средств, поступивших на счёт супруга.
А для сохранения информации обо всей этой ситуации (проверка соблюдения антикоррупционного законодательства возможна в течение трёх лет с момента представления Сведений) лучше всего тому супругу, который является муниципальным служащим, представить соответствующие пояснения к Сведениям о доходах.
Вопрос: С 1 декабря 2020 года в г.Ульяновске для малоимущих семей, имеющих детей в возрасте до трёх лет, не посещающих детский сад, введена новая мера социальной поддержки – продуктовые карты для приобретения специальных продуктов детского питания (адаптированные молочные жидкие или сухие смеси – заменители грудного молока, кефир и творог детский, йогурт, молоко, сухие молочные и безмолочные каши, фруктовое, овощное, мясное пюре, соки).
Детям в возрасте до одного года на карту ежемесячно будет поступать 1830 рублей, от года до трех лет – 760 рублей. В настоящее время детская продуктовая карта действует в сети магазинов «Гулливер».
Каким образом отображать указанную карту в декларации?
Ответ: У любой карты есть счет, а у любого счета соответствующее кредитное учреждение. Необходимо уточнить эти данные в Администрации г. Ульяновка, запросить сведения о состоянии счета в указанном учреждении и внести их в соответствующие разделы Справки о доходах:
в раздел 1 «Иные доходы» - размер социальных выплат, полученных за отчётный период;
в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» - данные о счёте и остатке на 31.12.2021г.
Вопрос: В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.09.2021 N 1521 «О социальной поддержке молодёжи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры» в 2021 году были оформлены «Пушкинские карты».
В соответствии с Методическими рекомендациями социальная поддержка молодёжи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры (т.н. «Пушкинская карта») не подлежит отражению в разделе 1 (сведения о доходах) справки. Счет в банке, открытый для соответствующих целей, отражается в разделе 4 (сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях) справки. При обращении к оператору (АО «Почта Банк») выдаётся справка по форме, где указана только валюта счета – рубль, остальная информация отсутствует.
Каким образом отображать сведения о счёте в разделе 4 справки?
Ответ: В соответствии с Указанием Центрального Банка РФ от 27 мая 2021 года №5798-У (регистрация в Минюсте №64039 от 30.05.2021) все кредитные организации обязаны предоставлять сведения о наличии счетов и иную информацию, необходимую для представления гражданами сведений о расходах (доходах) по единой форме согласно приложениям 1, 2 к Указаниям.
Сведения должны предоставлять гражданину на основании его обращения на бумажном носителе или в электронном виде (по выбору гражданина) в течение 5 дней со дня обращения.
Гражданин вправе обратиться и с использованием средств дистанционного обслуживания клиента.
При отсутствии информации в отношении отдельных граф, информация представляется в имеющемся объёме. При отсутствии информации в отношении всех граф, гражданину должна быть предоставлена информация об отсутствии сведений о счетах.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы на вопросы
1.Вопрос:
Обязан ли муниципальный служащий предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если он отстранен от работы (после 31.12.2021)?
Ответ: Представлять сведения о доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера должны все муниципальные служащие, замещающие должности, включённые в Перечни коррупционно-опасных должностей.
Поэтому, пока человек является муниципальным служащим, имеющим отношение к такой должности, он должен представлять указанные сведения. От этой обязанности не освобождает ни временная трудоспособность, ни нахождение в отпуске по беременности и родам, ни отстранение от должности, ни какие-либо иные обстоятельства, при которых гражданин сохраняет за собой должность муниципальной службы.
Только перевод на должность, не включенную в Перечень коррупционно-опасных должностей, или увольнение с муниципальной службы прекращает необходимость выполнения указанной обязанности.
2. Вопрос: Если в муниципальном бюджетном учреждении, подведомственном органу местного самоуправления, имеется конфликт интересов (касающийся руководителя МБУ и заместителя руководителя МБУ), могут ли быть применены меры ответственности к руководителю органа местного самоуправления, как к представителю нанимателя (работодателю) руководителя МБУ за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов?
Ответ: В части 3 статьи 10 ФЗ №273 руководители муниципальных организаций не указаны, следовательно прямой обязанности по урегулированию конфликта интересов, вытекающей из требований закона у них нет.
При этом Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в ФЗ №273 о противодействии коррупции была введена ст.13.3 «Обязанности организаций принимать меры по противодействию коррупции», предусматривающая обязанность разрабатывать и принимать меры по противодействию коррупции, но возможность, а не обязанность введения мер по урегулированию конфликта интересов в локальных актах организации.
Таким образом, если локальным актом муниципальной организации предусмотрена обязанность урегулирования конфликта интересов руководителем организации, то он должен её выполнять. Если не предусмотрена, то нет.
Кроме того, необходимо проверить наличие правового регулирования данного вопроса на муниципальном уровне. Если никаких требований по урегулированию конфликта интересов руководителями подведомственных муниципальных организаций орган местного самоуправления, как учредитель, не устанавливал, то и никакой ответственности руководителя организации «за непринятие мер» быть не может.
При этом, в действующем законодательстве никакого запрета на работу родственников в муниципальных организациях (даже в непосредственном подчинении друг друга) не имеется.
Что касается руководителя органа местного самоуправления, как представителя нанимателя (работодателя), то согласно части 3 ст. 11 ФЗ №273 представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Однако ответственность за невыполнение этого требования ни в ст.11, ни в иных нормах ФЗ №273 не предусмотрена.
Кстати, полномочия представителя нанимателя (работодателя) в отношении руководителей муниципальных организаций может выполнять не только руководитель органа местного самоуправления, но и уполномоченное им лицо.
3. Вопрос: Если при анализе сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего установлено, что он и/или члены его семьи владеют ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), как установить, что владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, такими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов? Является ли это безусловным основанием для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов?
Ответ: Конфликт интересов у муниципального служащего при владении ценными бумагами может возникнуть, например, если принадлежащая ему доля в капитале коммерческой организации представляет собой настолько существенный размер, что это может повлиять на объективность принятия решений муниципальным служащим в отношении этой организации.
Например, муниципальный служащий владеет акциями «Газпрома», предприятий которого на территории вашего муниципалитета вообще нет. Какой конфликт интересов может возникнуть у муниципального служащего в этом случае?
А если доля муниципального служащего составляет 0,0000000000574833039% от капитала компании, какой конфликт интересов это может вызвать?
Что касается заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, то во всех случаях наличия у муниципального служащего ценных бумаг, рекомендуется принятие ею соответствующих решений о наличии или отсутствии конфликта интересов в связи с этим обстоятельством.
4. Вопрос: Как указать доход, полученный служащим в виде зерна?
Учитывая, что пунктом 63 Методических рекомендаций установлено, что формой справки не предусмотрено указание товаров, услуг, полученных в натуральной форме. Вместе с тем в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 41) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответ: Чаще всего такие ситуации возникают в сельскохозяйственных районах, когда членам кооперативов или пайщикам сельхозорганизаций «выплачивается» доля дохода за год, приходящаяся на их пай, в соответствии с решением сельхозпроизводителя.
Необходимо запросить документы у муниципального служащего о том, на основании какого решения ему был выплачен доход в натуральной форме. Скорее всего в нём будет обозначено соотношение «натуральной» выплаты с рублёвым эквивалентом. Этот эквивалент и нужно будет указать в разделе 1 Справки в качестве «Иного дохода». Но тогда нужно понимать, что с этой суммы должен будет уплачен НДФЛ.
В любом случае, необходимо сначала установить основания происхождения и юридический статус такого приобретения, а затем давать ему оценку.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы на вопросы
Вопрос: Каков порядок привлечения к дисциплинарной ответственности муниципального служащего при признании им факта совершения коррупционного правонарушения?
Ответ: С 03.08.2018 года в закон о муниципальной службе в РФ и многие другие законы внесены изменения, позволяющие привлекать муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения в упрощенном порядке, то есть без проведения проверки.
Для этого требуется:
- доклад подразделения кадровой службы, отвечающей за профилактику коррупционных правонарушений;
- объяснительная муниципального служащего;
- признание муниципального служащего в совершённом проступке;
- согласие муниципального служащего на привлечение к ответственности в упрощенном порядке.
Таким образом, если муниципальный служащий признаёт допущенное им нарушение и нет оснований для его увольнения в связи с утратой доверия, то возможно применение упрощенного порядка.
При этом муниципальный служащий должен письменно: дать объяснения по факту нарушения, признать свою вину, выразить согласие на привлечение его к ответственности в упрощенном порядке. В законодательстве нет требования о том, что это должны быть разные письменные документы, поэтому муниципальный служащий может отразить все эти обязательные моменты в одной объяснительной.
Часто возникает вопрос: в отношении каких нарушений возможно применение упрощенного порядка?
Виды нарушений, на которые распространяется упрощенный порядок, законом не установлены, а значит не ограничены. Следовательно, данный порядок может быть применён в отношении любого коррупционного правонарушения с применением любого дисциплинарного взыскания, кроме увольнения за утрату доверия.
Для увольнения в связи с утратой доверия нужно провести все стандартные процедуры, включая проведение служебной проверки.
Примеры нарушений, по которым применялся упрощенный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности:
несообщение о намерении осуществлять иную оплачиваемую деятельность,
неуведомления о случаях склонения к коррупционному правонарушению,
не передаче ценных бумаг в доверительное управление при наличии решения Комиссии об этом и пр.
Если представить эту процедуру в виде пошаговой последовательности, то она может выглядеть так:
Информация о совершенном муниципальным служащим коррупционном правонарушении (она может поступить из разных источников, включая акты прокурорского реагирования, сообщения граждан и пр.)
Истребование объяснений от муниципального служащего по данному факту.
Если в объяснении муниципального служащего есть признание факта совершения коррупционного правонарушения, то следует уточнить у него согласен ли он на упрощенную процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности.
Если он письменно подтверждает, что согласен на упрощенную процедуру, то соответствующая кадровая служба готовит доклад представителю нанимателя (работодателю), содержащий обстоятельства
Вопрос: обязательно ли проведение проверки по соблюдению запретов, ограничений либо достаточно информации о факте их несоблюдения для увольнения (речь не о доходах и не о трудоустройстве после увольнения)?
Ответ: Несмотря на то, что в законе о муниципальной службе ФЗ №25 нет отдельной статьи, посвящённой служебным проверкам, как это сделано в законе о государственной гражданской службе (ст.59 ФЗ №79), анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что проверки при решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих должны проводиться.
Так, согласно ст. 28 ФЗ №25 о муниципальной службе кадровая работа в муниципальные образования включает в себя в обязательном порядке, в том числе:
организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу (пункт 11);
организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены статьей 13 настоящего Федерального закона (о муниципальной службе) и другими федеральными законами (пункт 12).
Таким образом, по сути в статье 28 ФЗ №25 указаны случаи обязательного проведения проверок кадровыми службами.
Более того, проведение проверок предусмотрено пунктом 6 статьи 15 ФЗ №25:
проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень,
проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности,
проверка достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации,
проверка соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно указанной норме такие проверки осуществляются в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Кроме того, из анализа статьи 27.1 ФЗ №25 следует, что взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 ФЗ №25, применяются к муниципальным служащим именно на основании докладов кадровых служб о результатах проверки (как самостоятельно, так и в совокупности с рекомендацией комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию).
Служебная проверка не проводится только в случае применения упрощенного порядка привлечения к дисциплинарной ответственности (подробнее об этом смотри в ответе на вопрос1).
Вопрос: Где указывать безвозмездное получение денежных средств, полученных в рамках исполнения брачного договора?
Ответ:
В разделе 1 «Иные доходы» указывается полученная сумма со ссылкой на брачный договор.
Если же эти деньги были зачислены на счёт муниципального служащего, то также необходимо отразить информацию о счете в разделе 4 Справки «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях». Предварительно необходимо взять справку о наличии и состоянии счета (о полученных процентах и остатке денежных средств на нём на 31.12.2021 года) в том банке, где открыт счёт. Она выдается по единой форме, установленной Центральным банком РФ.
Если в течение отчётного периода были начислены проценты на остаток по этому счёту, то информация об этом должна быть отражена в разделе 1 «Сведения о доходах» как доход от вклада в банке.
Вопрос: У несовершеннолетнего ребенка есть карта Сбербанка, где мы должны ее отображать?
Ответ:
В Справке, составленной на этого несовершеннолетнего ребёнка, в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях». Предварительно необходимо взять справку в Сбербанке о наличии счета. Она выдается по единой форме, установленной Центральным банком РФ.
Если в течение отчётного периода ему были начислены проценты на остаток по счёту, то эта информация должна быть отражена в разделе 1 «Сведения о доходах» как доход от вклада в банке.
Вопрос: Как указать производные ценные бумаги, например, подписное право?
Ответ: В подразделе 5.2. «Иные ценные бумаги» раздела 5 «Сведения о ценных бумагах»
Пример
5.2. Иные ценные бумаги
Так же указываются и производные права, как разновидность ценных бумаг.
Вопрос: Если работник является членом кооператива (подземного овощехранилища), но при этом, официально отсутствует об этом документ, нужно ли отражать в справке данную информацию?
Ответ: Странно, что нет документов. Можно ведь запросить в кооперативе и получить справку о членстве в нём. Если уплачивает какие-либо взносы (а кооператив без этого не существует), то работнику должны выдаваться квитанции об этом. И вообще можно посмотреть существует ли такой кооператив, кто руководитель (справку из ЕГРЮЛ можно получить за пару минут).
Если всё-таки документов никаких нет, но человек пользуется этим овощехранилищем, то можно указать информацию в разделе 6 Справки в подразделе 6.1. «Объекты недвижимости, находящиеся в пользовании», при этом в основаниях можно указать «фактическое предоставление».
Вопрос: Какой максимальный срок рассмотрения уведомлений о заключении трудового договора с гражданином, ранее замешавшим муниципальную должность комиссией по урегулированию конфликта интересов?
Ответ: Таких сроков официально нигде не установлено. Они должны быть установлены в Положении о комиссии. Недели обычно бывает более, чем достаточно.
Однако, нужно руководствоваться понятием «разумный срок». Учитывая, что человек трудоустраивается, решение комиссии ему нужно как можно быстрее, поскольку новый работодатель вряд ли будет ждать его бесконечно долго.
При этом нужно помнить, что если же сроки будут затягиваться, то это может быть расценено, как умышленное создание препятствий для трудоустройства, а значит нарушение конституционных прав гражданина.
Вопрос: скажите пожалуйста, в случае если брак расторгнут и решение суда вступило в законную силу в 2022 году, но связи с супругом нет, на контакт не идет, данную ситуацию нужно рассматривать на комиссии или есть другие варианты?
Ответ: Данную ситуацию можно и нужно рассматривать на комиссии. Комиссия ведь может дать рекомендации не только по привлечению к ответственности муниципального служащего, но и рекомендации самому муниципальному служащему, какие действия ему можно предпринять для выяснения информации о доходах и имуществе бывшего супруга.
При этом комиссия может оценить достаточность тех действий, которые предпринял муниципальный служащий для выяснения необходимой ему для представления сведений о доходах информации:
- только звонил по известному ему номеру телефона или и приезжал по месту жительства или месту работы бывшего супруга;
- пытался ли выяснить информацию через общих знакомых;
- пытался отслеживать судьбу того имущества, которое уже декларировалось бывшим супругом ранее (продал его или пользуется по-прежнему) или нет;
- уточнял ли стоимость проданного имущества у нового собственника и пр.
Пунктом 30 Методических рекомендаций Минтруда РФ (по представлению сведений за отчётный 2021 год) при невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга), своих несовершеннолетних детей служащему (работнику) рекомендовано обращаться с соответствующим заявлением в орган по противодействию коррупции.
Согласно п.31 Заявление должно быть направлено до истечения срока, установленного для представления служащим (работником) сведений.
При этом под служащим (работником) согласно подпункта 3 пункта 1 указанных Методических рекомендаций понимаются, в том числе, и муниципальные служащие.
Однако, далее в пунктах 30 и 31 Методических рекомендаций речь идёт только о федеральных структурах.
Однако, считаю, что на муниципальном уровне возможно применение аналогичного порядка, включающего подачу муниципальным служащим заявления в кадровую службу на имя представителя нанимателя (работодателя) о невозможности по объективным причинам представить сведения на бывшего супруга и последующее рассмотрение комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.